Цензура в админитративных делах за участие и организацию митингов Для того, чтобы оценить масштаб административных преследований участников и организаторов протестных акций, оценить качество работы судов в этой области, вырабатывать судебную стратегию, узнавать о готовящихся заседаниях, необходимы данные о делах по 20.2 КоАП: количество дел по разным частям статьи, детальные результаты рассмотрения этих дел в первой и второй инстанции, тексты решений с аргументацией сторон, информация о еще не рассмотренных делах.

Сейчас данные публикуются таким образом, что использовать их практически невозможно. Два основных источника информации о делах по 20.2 КоАП — это обобщенная статистика судебного департамента и данные с официальных сайтов судов. В первом случае мы видим только сводную статистику по всей статье, без разбивки на части (а наказание, предусмотренное разными частями статьи 20.2 КоАП отличается в разы). С большим трудом можно получить данные не только по всей России, но и по отдельному региону. Эти дела не привязаны к конкретному суду и тем более судье, нет возможности проследить связь между нарушением и наказанием, изучить аргументы сторон. Наконец, это не оперативные данные, они обновляются только два раза в год (за первое полугодие — в ноябре, за весь год — в апреле следующего года)

Во втором случае мы получаем более детальные, но менее полные данные. При хорошем качестве публикуется информация о части статьи, суде, судье, с текстом решения, где описаны обстоятельства произошедшего, аргументы сторон, результат рассмотрения дела, при обвинительном постановлении — указано конкретное наказание. Однако сейчас не все дела вообще публикуются (количество дел по московским судам меньше, чем должно быть за тот же период по сводным данным Судебного департамента). По тем делам, которые все же размещают на сайтах судов, данные публикуются иногда уже постфактум, с ошибками, часто без текста решения или с купюрами (вырезаются даты, обстоятельства, размеры штрафов и другая важная информация). В результате качество публикации этих данных таково, что они почти не поддаются анализу. Кроме того, есть основания полагать, что качество публикации данных со временем не улучшается, а становится только хуже (это надо проверить).

Мы планируем провести исследование проблемы и оценить масштаб цензуры в судебных делах, связанных со свободой собраний, на основе анализа текстов судебных дел.